Если Вы решили создать чат бота, то перез заказом создания чат бота, мы рекомендуем выполнить ряд основных подготовительных этапов. Подготовка по этим этапам позволит сформировать Вашу задачу в конструктивную, выявить реальные потребности клиентов и создать действительно нужного чат бота, который принесет прибыль.

Стоит понимать, что чат боты — это очень эффективный инструмент, который работает только при правильном использовании. Чем лучше будет выполнена подготовительная работа, тем больше вероятность достичь поставленных целей.

Этап 1. Формирование концепции

Для начала, Вам необходимо четко понимать (по необходимости определить) цели создаваемого чат бота. Сформулируйте максимально четко тезисы, которые будут описывать зачем чат бот нужен Вам, и зачем он нужен пользователям. Наиболее частыми целями, которые преследуют авторы это:

Массовые решения

  • Извлечение прибыли от оказания электронной услуги
  • Продажа электронного товара (комиссия)
  • Оказание полезной услуги и заработок на рекламе
  • Оказание полезной услуги и заработок на подписке
  • Афиша, информационный ресурс, дайджест
  • Наращивание массы подписчиков и массовое влияние (политика Twitter)

Решения для бизнеса

  • Построение новой системы продаж товаров
  • Организация сервисных услуг компании
  • Информационный помощник клиента (служба поддержки)
  • Маркетинговый инструмент для бизнеса (акции, новости)
  • Автоматизация/организация бизнес-процессов (CRM/ERP)
  • Организация инструмента доступа к уникальной услуге (имеющейся только у Вас, например ваша компания занимается аналитикой рынка и вы продаете доступ к накопленным данным)
  • Предмет брендинга / имиджевый продукт
  • Организация мгновенной связи с Вашим клиентом (система экстренного информирования)

Это лишь примерные списки возможных тезисов, которые определяют нужду в разработке чат бота.

После утверждения целей, следует этап исследования рынка. В зависимости от типа решения — массовый продукт или продукт компании, следует проводить исследование конкурентов, но с преследованием разных целей:

Массовые

На существующем рынке, следует исследовать подобные решения с позиции конкуренции. Выделите наиболее сильных игроков целевого рынка, кто предлагает использование предполагаемо подобных чат ботов. Оцените их функционал и определите сильные и слабые стороны. Проведите анализ их клиентской базы и соберите имеющиеся отзывы что конкурент делает хорошо, а что плохо. Для монетизируемых сервисов, оцените их ценовую политику и готовность тарифной конкуренции.

Для бизнеса

Просмотрите аналогичные решения партнеров и прямых конкурентов, кто предлагает чат боты с подобным функционалом. Постарайтесь определить сильные стороны, для того чтобы дублировать этот функционал в своем решении. Чаще всего, чат боты для бизнеса не оказывают конкуренцию друг на друга. Ваша цель — создание максимального удобства и понятности для Вашего пользователя. Извлеките всю полезную информацию и не допустите ошибок конкурентов.

На основе полученных сведений, сделайте заключение экономической целесообразности в создании чат бота. Если Вы пришли к утверждению, что новый чат бот окупит Ваши труды и вложения, а также принесет достаточную прибыль с учетом существующего рынка и конкурентов, то переходите к следующему этапу!

Этап 2. Технические данные

Технические данные, это то, какие технические решения должны быть использованы в чат боте. Это достаточно сложный технический этап, к которому готов не каждый заказчик. Если у Вас недостаточно навыков, то мы предлагаем услуги по проектной деятельности. Наши специалисты возьмут на себя все технические сложности, а Вам достаточно лишь изъясняться на доступном для себя уровне.

Если же Вы все же обладаете техническими знаниями, то вот необходимые следующие шаги:

  • Опишите метод взаимодействия чат бота с клиентом

    Некоторые мессенджеры поддерживают формирование интерфейса с использование команд, кнопок, изображений, файлов, форм. Выбирайте методы в зависимости от своей задачи, а также чтобы они были понятными и простыми для пользователя. Главное правило — чем проще, тем лучше.

  • Определите источники данных

    Если Вы предполагаете предоставлять услуги (или информацию) из внешних сервисов, то необходимо поинтересоваться о наличии у них API, а также обеспечить тестовый доступ с минимальным, но достаточным набором данных. Если Вы планируете предоставлять собственную информацию, то опишите как она храниться и каким методом ее получать чат боту. Полезной для Вас статьей может оказаться подготовка исходных данных

  • Опишите целевую аудиторию

    На этапе исследования рынка, а также собственным имеющимся сведениям, вы должны понимать — кто Ваш клиент. Опишите максимально то что вы знаете о своем клиенте, на выбор технологий в большей степени влияют: образование, возраст, техническая грамотность, социальный статус, целевые страны.

  • Накопление результатов

    Вы собираетесь накапливать сведения о взаимодействии клиентов с Вашим чат ботом? Это часто помогает определять правильные маркетинговые цели, улучшать юзабилити, а так же может в целом повлиять на работу компании (В нашем опыте была компания, которая продавала лодки, но как выяснилось, через интернет она смогла продавать только комплектующие, и компания отказалась от растрат бюджета на онлайн-рекламу лодок, в пользу комплектующих). Позаботьтесь о том, какие сведения и в каком виде Вы хотите получить на “выходе”

В заключении этого этапа, вы должны обладать достаточными данными для составления технического задания. Рекомендации по составлению технического задания Вы можете прочитать здесь. Делая заказ создания чат бота, техническое задание — это неотъемлемый документ договора, который не только определяет намерения создания приложения, но и четко определяет что должно получиться в итоге. Без технического задания, двигаться дальше будет невозможно.

Если Вы не можете подготовить техническое задание, то мы поможем Вам на этом раннем этапе.

Этап 3. Финансы

Определите методы монетизации приложения. Разумеется, любой чат бот создается с целью привлечения прибыли. В первом этапе, вы уже должны были сформировать парадигмы, которые описывают методы извлечения прибыли, а также оценили рынок и конкуренцию. Не все чат боты коммерческие. в некоторых случая оценка прибыльности выполняется косвенно, например чат бот информатор о задержках и переносов вылетов может иметь косвенную оценку. В некоторых случаях, может быть прямая заинтересованность авиакомпаний, и имеет смысл извлечения прибыли от авиакомпаний. а не от конечных клиентов.

Классические монетизации чат ботов существуют следующие:

  • Продажа подписки на расширенную версию чат бота (доступ к платным функциям)
  • Оплата за разовое использование платной функции (например запрос выписки из ЕГРЮЛ)
  • Комиссия на предоставлении платной информации
  • Заработок на рекламе пользователям чат бота (спонсорский контракт)
  • Заработок от продажи физических товаров (как маркетинговый инструмент)
  • Снижение затрат на живую коммуникацию, например при найме персонала
  • Снижение затрат на маркетинг (информирование об акциях, новостях и прочем)

Руководствуясь этими данными, сделайте анализ возможностей прибыльности от создания чат бота с учетом планируемого метода монетизации. При этом анализе следует учесть:

  • Капитальные расходы
    • Разработка и покупка лицензий
    • Брендинг
  • Будущие переменные расходы
    • Себестоимость работы, сервера и прочее
    • Маркетинг
    • Платежные комиссии

Стоимость разработки чат бота

Стоимость создания чат бота будет зависеть от следующих составляющих:

  • Каналы коммуникации (Telegram, Viber, Skype и т.д.)
  • Методов обмена информацией (текст, файлы, формы)
  • Количество и сложности ветвления пользовательских историй (алгоритмы)
  • Внешние интеграции по API, сложность и объемность реализации. Это же касается взаимодействия и с имеющимися данными. В некоторых случаях может потребоваться разработка серверов API на базе сайта или CRM

Начальную стоимость на каналы коммуникации, Вы можете найти в таблице цен. Более точную оценку можно получить у наших менеджеров, при этом желательно иметь ТЗ или хотя бы подробное описание того, что должно получиться в итоге. Обычно оценка делается нашими специалистами в течении 1 рабочего дня.
Очень рекомендуем прочитать нашу хорошую статью, о выделении бюджета на разработку.